Лодка Хиггинса XXI века

Лодка Хиггинса XXI века
Десантный катер LCVP приближается к зоне высадки Омаха, фото: waralbum.ru

В США всерьез задумались над созданием нового десантного средства. Новую разработку в американской прессе уже называют лодкой Хиггинса XXI века. Знаменитый десантный катер LCVP и его ближайшие родственники, созданные после Второй мировой войны, уже не в полном объеме устраивают американских военных. Проект нового десантного судна получил обозначение SHARC (Small High-Speed Amphibious Role-Variant Craft). В отличие от всех своих предшественников, на новом десантном катере должна быть реализована возможность дистанционного управления и полностью автономной работы.

Десантные катера типа LCVP

Десантный катер типа LCVP, он же лодка Хиггинса, – самое известное десантное средство в истории. И речь даже не о том, что катер был построен огромной серией. Данные катера активно применялись американцами во время крупных десантных операций Второй мировой войны. Многим они знакомы по кадрам фото- и кинохроники с пляжей Нормандии или Иводзимы. В дальнейшем катера не раз попадали на экраны в художественных фильмах и часто появлялись в компьютерных играх. Одним из самых известных примеров из кинематографа остается фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».

LCVP (Landing Craft, Vehicle and Personnel – десантный катер личного состава и техники) представлял собой самый массовый тип десантных катеров, которые использовались американскими военными для транспортировки с борта десантных кораблей на берег морской пехоты и различного вооружения и грузов. Катер можно было использовать для высадки десанта на необорудованное побережье. LCVP широко использовались в десантных операциях Второй мировой войны, в том числе для высадки на берег обычных пехотных частей. Катера были выпущены огромной серией. Только для ВМС США за 15 лет было произведено 22 492 единицы. При этом в годы войны еще 2366 таких катеров были построены и переданы союзникам в рамках программы ленд-лиза.

Лодка Хиггинса XXI века
Американские войска в зоне высадки Юта. На переднем плане катер LCVP, фото: waralbum.ru
Десантный катер создал конструктор и инженер Эндрю Хиггинс, поэтому в историю он вошел также под обозначением Higgins boat, или лодка Хиггинса. Первоначально конструктор рассчитывал на исключительно гражданское применение своей продукции. Проект был коммерческим и создавался для эксплуатации на мелководье и болотистой местности. Использовать катер планировалось в Луизиане, в том числе для разведки месторождений нефти, однако война внесла свои коррективы, и Хиггинс быстро переделал проект под нужды армии и флота.

Отличительной особенностью всех катеров LCVP была носовая аппарель, которая упрощала процесс высадки десанта на любое побережье. Это же техническое решение серьезно упрощало процесс погрузки снаряжения и грузов на борт катера. За один рейс лодка Хиггинса могла доставить на берег до 36 солдат (полный взвод) или до 3,7 тонны различных грузов, или небольшой армейский внедорожник. Экипаж катера мог состоять из трех человек, включая двух стрелков, которые могли поддержать десант огнем из крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов M2. Максимальная скорость хода – 9 узлов (до 17 км/ч).

После завершения Второй мировой войны эксплуатация катеров LCVP продолжилась. При этом в США было создано целое семейство конструктивно схожих десантных средств, но увеличенных размеров. К примеру, еще в годы войны началось строительство десантных катеров LCM-6, по всем показателям превосходивших LCVP. Эти корабли могли доставить на берег уже до 60 десантников или до 34,5 тонны различных грузов, в том числе один средний танк «Шерман».

Уже после войны появился вариант LCM-8, отличающийся большим водоизмещением и еще более возросшей грузоподъемностью. Скорость таких катеров без груза выросла до 12 узлов, а грузоподъемность — до 60 тонн. Такой катер мог легко перевезти на берег уже до 200 солдат, либо новые танки: средний танк M48 или основной боевой танк M60.

Лодка Хиггинса XXI века
Десантные катера LCM-8 перевозят танки M60
При этом к началу XXI века данные суда успели устареть. Они представляют собой довольно легкую мишень для любого современного оружия, не только ракетного. К недостаткам подобных десантных средств относят их малую скорость хода, а также необходимость в экипаже, который на катерах LCM-6 и LCM-8 состоял из 5 и 4 человек соответственно. При этом катера отличаются не самыми маленькими размерами, особенно LCM-8, который мог использоваться для переброски в зону высадки танков. И для LCVP, и для LCM-8 в США активно готовят замену.

Каким американцы видят новый десантный катер

ВМС и Корпус морской пехоты США готовы вернуть на арену сравнительно небольшие десантные суда, но уже на новом витке технического развития. В XXI веке проведение десантных операций стало еще более рискованным предприятием, чем в годы Второй мировой войны. Развитые страны обзавелись многочисленным высокоточным оружием. К примеру, Россия и КНР обладают хорошими средствами береговой обороны, в том числе современными ракетными комплексами, способными поразить любое десантное судно еще на подходе к берегу.

Проблемой для американской армии является и то, что управляемое ракетное оружие получили и более слабые армии мира, и даже отдельные вооруженные группировки, например, «Хизбалла». Так что вероятность того, что противник поразит десантные корабли еще на удалении в 50 или 100 миль от берега, многократно возросла. При этом решить проблему только за счет современных амфибийных транспортных средств не получается. Да, они отличаются небольшими габаритами и хорошим уровнем защиты от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин, но при этом не могут использоваться при серьезном волнении на море и не в состоянии совершать дальние заплывы. Бронетранспортёры-амфибии всё равно приходится высаживать как можно ближе к берегу и при небольшой высоте волны.

Именно поэтому флоту и Корпусу морской пехоты необходимы небольшие суда, которые смогут доставлять на берег пехоту, легкое вооружение и военное имущество, действуя в зоне высадки. В первую очередь новое десантное средство необходимо для доставки войск, небольших по размерам наземных транспортных средств, легких систем вооружения, топлива, электрического оборудования, боеприпасов, питьевой воды, провианта и т.д.

Лодка Хиггинса XXI века
Испытания беспилотного катера в США
В качестве возможного варианта нового десантного корабля, который уже называют лодкой Хиггинса XXI века, в США рассматривают проект, известный под обозначением SHARC (Small High-Speed Amphibious Role-Variant Craft). Как сообщает издание The National Interest, новое высокоскоростное судно должно доставлять войска и имущество на берег со скоростью не менее 25 узлов (46 км/ч). При этом корабль должен перевозить на берег до 5 тонн полезных грузов, а максимальная дальность действия должна составить 200 морских миль (370 км). Также известны некоторые примерные габариты будущего судна: длина палубы – 13 футов (4 метра), ширина аппарели в самом узком месте – 5 футов (1,5 метра), осадка – 30 дюймов (0,76 метра).

Важной особенностью нового малого высокоскоростного десантного средства должна стать способность работать без экипажа полностью в автономном режиме или в режиме дистанционного управления, когда контроль за движением судна будет осуществляться с борта большого десантного корабля или с берега. Совершенно очевидно, что флот и морпехов устроят только роботизированные катера, так как они рассчитывают получить современное средство, отвечающее вызовам сегодняшнего дня. При этом само десантное средство должно быть модульным, чтобы его легко можно было использовать для разных миссий. К примеру, рассматривается возможность представить такой десантный катер платформой для размещения различного оружия или беспилотных средств (как воздушных, так и подводных).

Источник: topwar.ru